Доминирование России в карабахском процессе представляет угрозу для Армении: армянский эксперт

Сочинскую встречу президентов Армении, России и Азербайджана 5 марта в Сочи нельзя оценивать как очередную, каждая подобная встреча преследует определенную политическую цель — пресечь возобн

Сочинскую встречу президентов Армении, России и Азербайджана 5 марта в Сочи нельзя оценивать как очередную, каждая подобная встреча преследует определенную политическую цель — пресечь возобновление военных действий. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM , об этом на пресс-конференции 7 марта в Ереване заявил эксперт Армянского центра стратегических и национальных исследований Манвел Саркисян . «После саммита ОБСЕ в Астане карабахский процесс был в подвешенном состоянии и сочинскими переговорами формат двусторонних встреч был восстановлен», — подчеркнул политолог.

По мнению Саркисяна, кроме воинственной риторики у Азербайджана нет другой козырной карты в карабахском процессе. В этой связи он счел неслучайным отмеченный в тексте принятого совместного заявления пункт о том, что стороны конфликта должны «стремиться решать» проблемы мирными средствами. «Данное положение можно расценивать как очередной шантаж Азербайджана, адресованный международному сообществу. То есть, если международное сообщество поддержит позицию Баку, то только в этом случае он будет стремиться к мирному урегулированию конфликта, в противном случае — война неизбежна», — заключил эксперт.

Говоря о положении заявления о том, что стороны выражают готовность продолжать переговоры также в трехстороннем формате (президентов Армении, Азербайджана и России — ред.), эксперт АЦСНИ отметил, что видит в этом определенную угрозу. «Доминирование России в карабахском урегулировании, против чего на сегодняшний день не возражают США и Франция, представляет угрозу для сторон конфликта в том плане, что российское влияние на Армению и Азербайджан резко возрастает», — подытожил он.

В свою очередь замдиректора Института Кавказа, политолог Сергей Минасян отметил, что принятым в Сочи заявлением, Азербайджан формально взял на себя ответственность «вести себя более сдержанно на линии соприкосновения». По оценке политолога, в ходе переговоров в Сочи сформировался новый трехсторонний формат урегулирования конфликта, в качестве дополнения к МГ ОБСЕ. Минасян отметил, что документ не является еще гарантией того, что Азербайджан откажется от воинственной риторики в будущем, так как это единственный ресурс давления как на Армению, так и на международное сообщество. Однако, как заметил политолог, президент Азербайджана сам сейчас занят дискредитацией этого ресурса, поскольку «уже который год педалирует его, а войны все нет».

По мнению эксперта, повышение роли России в карабахском урегулировании осложняет возможности маневрирования Армении, так как усилия многих армянских лоббистских организаций в США и Европе не будут столь эффективными, как прежде. С другой стороны, Россия заинтересована в сохранении статуса-кво на карабахском фронте и поэтому поддерживает паритетную гонку вооружений между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией», — заключил замдиректора Института Кавказа.

Напомним, что президенты России, А
14af
зербайджана и Армении, по итогам трехсторонней встречи в Сочи 5 марта, приняли совместное заявление. В документе, в частности, говорится:

«Рассмотрев вопросы практической реализации трехстороннего заявления, принятого в Астрахани 27 октября 2010 года, Президенты в дополнение к предусмотренным в нем мерам договорились о следующих шагах по дальнейшему укреплению доверия:

1. Завершить в кратчайшие сроки обмен военнопленными.

2. Стремиться решать все спорные вопросы мирными средствами и проводить расследование возможных инцидентов вдоль линии прекращения огня с участием сторон под эгидой сопредседателей Минской Группы ОБСЕ и при содействии специального представителя действующего председателя ОБСЕ.

Президенты отметили важное значение своих регулярных контактов по вопросам Нагорно-Карабахского урегулирования и договорились продолжить их в таком формате в дополнение к работе сопредседателей Минской Группы ОБСЕ».